28-VI.19 [Прочитанное: Мануэла Гретковска “Метафизическое кабаре”]

28.06.2019   |   by Андрей

Что же делать когда женщина пишет удивительно и потрясающе умно и с юмором? Мне остается только прославлять такую женщину и получать удовольствие от чтения строк ею написанных.
Гретковская удивляет с первых же строк, удивляет юмором (!) на фоне очень необычного интеллектуального и интеллигентно развязанного повествования. Тут пожалуй стоит остановиться на каждом рассказе отдельно выпустив из моей ментальной пчелы весь мед восхищения текстом.

Сандра К. Дневник девушки об истории ее диеты и тотального похудания, казалось бы, что тут вообще может быть интересным, но… На протяжении дневника происходит трансформация не столько тела, сколько и ментальных способностей человека достигшего физического растворения в пространстве. Это история и о том как истончаясь телом, сознание видит особые вещи, вещи которые произойдут. Вы спросите и что тут увлекательного? Потрясающе как обслуживается окружающими это худеющее тело и разум, и как, в конце концов, этот разум отказывается от мира его породившего. Это все? Нет. Мануэла описывает это с таким чувством юмора с каким я давно не встречался читая кучи художественной литературы. Гретковская помимо юмора в текст добавляет очень много тонких философских проблем, парадигм, вопросов. Опять же – все это ненавязчиво, тонко и даже обсценная лексика не приводит текст к пошлости. Так в шаманском, языческом Латинском любовнике страстный самец “растворяется” во сне, сознание уходит в сон, тело в кому, пребывая в коме год. Странно, но смерть героя не ощущается смертью, горем, скорее это “наконец-то” отдых…

Стена. Любовь к красивому мужчине, будущему супругу закрывшегося в стенах монастыря, ее приезд к нему, попытка вернуть его в мир, где мир не может помочь ни девушке, ни парню; каждый пытается жить как ему удобно, интересно. А, уезжая из монастыря, вдруг и девушка и читатель оказывается перед открытие – и каким? – незнакомая девушка – мертвая, под стенами монастыря – произведение искусства от красивого мужчины? – возможно. Банальная история раскрывается Гретковской просто и, одновременно чудовищно банально об жестокости, где убийство – как нежность.
Икона. Триллер происходящий в жизни со студенткой приводит ее на скамью подсудимых. Виновата ли она? И как все лихо сошлось, скрутилось – в рассказе есть несколько микро историй связанных одним человеком.

В романе Метафизическое кабаре есть все, что я люблю. Это и философия, и умные рассуждения без морализаторства, и тонкий интеллектуальный юмор, и движение больной души по тропе любви, и языковая игра. Но самое удивительное, помимо стилистики и языка описания – это крючок которым пользуется автор. Это когда в главе есть некое ключевое слово с которого или вокруг которого будет развиваться следующая глава романа и она, след. глава романа, будет содержать в себе еще один крючок-слово для последующей главы. Нечто подобное я встречал в одном фильме, где последнее слово в реплике перед сменой сцены/кадра переходило как первое слово в последующей сцене. Если сравнить полученное удовольствие от прочтения рассказов и романа, то можно обратиться к одному из рассказов этой книги – Страстник, где на двух листах описана Эупареуния.


 

Leave Your Comment

%d такие блоггеры, как: