7-V.19 [Прочитанное: Надар “Когда я был фотографом”]

07.05.2019   |   by Андрей

Марселина Дебор-Вальмонт смотрит на меня из далекого 1854 года. Я вижу ее пожилой, с мешками под глазами, с руками сложенными в нерешительности на платье тех лет, возможно оно модное. Ее наклон головы, усталость. В глазах нет печали, возрастная мудрость и отчужденность. Она сидит на стуле с широкой спинкой поддавшись вперед, но я пытаюсь угадать где поставлен этот стул, очень хочется видеть вдалеке, за спиной – поле с холмами, но задний план расплывчатый.

Эрнестина Надар – очень странное лицо, болезненное с видом умственной неполноценности где глаза-ракушки прикрывают раскосость. Руки скрещены на груди, ставят замок защиту, меня ее вид больше пугает.

Александр Дюма. У него несколько ошалелый вид, словно он из Одессы. Смотрит с хитрецой, на голове копна лохматого стога сенане закрывают больших глаз, опять глаза, несколько грузное тело руками опирается на трость. Дюма сидит. На губах улыбка, чуть заметная.

Пожалуй больше всего меня встревожил портрет госпожи Лабаш. Я внимательно присматриваюсь к ее прическе, к ее устремленному взгляду и радости на лице. Но мне тревожно. Я смотрю на счастливую женщину которой нет в жизни уже более 100 лет. Фотография зафиксировала один момент коих в жизни каждого из нас миллионы. Я не хочу читать про жизнь госпожи Лабаш, мне интересно задуматься и задать вопросы себе, о том, а что было после съемки фото? Когда у нее болела голова она растирала виски уксусом? Как умирала эта счастливая на фото женщина? А как мы живем и сколько нам отпущено прежде чем от нас останутся тысячи дигитализированных изображений? Останутся ли? Кому мы будем интересны и чем, после нашей кончины? Когда я смотрю на радостные моменты схваченные объективом мне становится, иной раз, невыносимо тоскливо. Тоска эта как светлая печаль. Стоит больше печатать свои фотографии, что бы однажды сесть и увидеть себя, вспомнить историю того момента в котором ты остался навсегда таким каким себя ты лицезреешь рассматривая свое прошлое отраженное в вещественном свидетеле твоей молодости.

Надар пишет истории и воспоминания по волнам своей жизни. Несколько эссе, не без таланта написанные – увлекают. В этих витиеватых, в начале, рассказах Надар раскрывает и вспоминая погружается в те дни которые маячком удерживают память в фарватере пройденного пути. Он иронизирует, восхваляет, забавляется ситуацией, он кокетничает с читателем. Это не дневник, и не мемуары. Это слишком живо написано что бы относиться к этому как очень давнишней истории одного из лучших фотографов 19 века. Эти несколько наивные воспоминания и хвастовство самим собой останавливают кадр прожитого словно фотокарточка. Как просто вот так вот прочитать о страстях, о мечтах, фантазиях, о прогрессе который перевернул историю и культуру и где люди, такие как Надар, успели запечатлеть этот переворот в своих книгах, фотографиях, изобретениях…


 

Leave Your Comment

%d такие блоггеры, как: