20-XII.18 [Стамбул, 4 день]

29.12.2018   |   by Андрей

Ровно в 11:00 мы в Balkan Lokantasi, именно так называется та бюджетная столовая, где мы с удовольствием питаемся по утрам.
На завтрак: салат из зелени и кукурузы с лимоном, мясо с картошкой и пирожки с загадочной начинкой.

Сегодня большой день – посещение Археологического музея, про который я читал и удивлялся, единогласно, без обсуждения, все ребята готовы были к походу в это удивительное место, где есть древнейшие каменные маски сделанные за сотню лет до Рождества, каменные алтари, сфинксы, части колонн, египетская мумия, саркофаг египетского правителя, Ассирийские каменные письмена, египетские статуэтки, фрагменты тех самых стен Вавилона, где кирпичи цветные и выпуклые, образующие фигуры и силуэты животных.

Я присматриваюсь к глиняным табличкам с клинописью, что я могу там почувствовать? Их древность столь поражающая, что одно только понимание, что от Рождества Христова еще не прошло столько же лет за сколько до него они были написаны. Дата 2278 год до РХ. Эта маленькая заметка клинописью выглядит как свежая выпечка, как розовая большая печенька. А ведь это всего лишь Нео Шумерский период. Вот перед этой печенькой сидишь и впадаешь в прострацию, внутри понимание времени так сжато, так облезло, что осознать как давно это было и каким чудом это перед тобой – нет сил.
Вавилонские статуи из базальта, части стены с росписями по камню сюжет охоты или атаки, каменные алтари, словно каменные бабы, это не то, что бы оживает, нет, это по ту сторону наблюдения, это просто знак восклицания – это было и это эпоха ушла, потерянна.

Во дворе музея, а музей состоит из нескольких зданий и в них надо переходить, стоит летнее кафе среди античных надгробий и колонн. Думаю летом тут удивительно приятно пить кофе, сейчас очень мягкая осенняя погода и растительность в тревожном ожидании проходящей зимы турецкой. Делаем несколько фото, снимаю отражение неба и голых ветвей дерева через воду в мраморной ванне, возможно сделанную во времена великих античных философов, или привезенную из Древнего Рима.

На самом деле музей на ремонте/реставрации, так что работает малая часть великого музея. Напомню, что Стамбульский археологический музей входит в тройку мировых музеев по запасникам и содержащихся в них сокровищ древнего мира.

Основная экспозиция, которая была менее интересна, хоть и более богата в коллекции, начинается с Египетских саркофагов, византийской настенной живописи, и далее целый зал барельефов и саркофагов из мрамора и камня, различной высоты и богатства. Некоторые удивляют своей тщательной проработанностью сюжета по камню и размерами, более 2-3 метров. Гробы, а по сути это так и есть, на своих барельефах аллегорично рассказывают, возможно, историю покойника. Один такой мне понравился весьма – там сцены пьянства и любовных утех, я дважды подходил смотрел.

В зале есть фрагменты мозаичных римско-византийских полов, больших останков античных колонн, колонны массивные, интересные, холодные…
На лестнице ведущей на этаж выше – голова медузы Горгоны, делаю селфи. Экспозиция не большая и рассказывающая про раскопки, где и как они ведутся, а так же предметы которые уже были извлечены. Здесь и кухонная утварь, и оружия труда и войны. Есть и просто религиозные терракотовые предметы, как их точно назвать – даже не решусь…

Имеется еще один небольшой павильон, холодный, и посвящен он древней керамике, его мы быстро пробежали, некоторые образцы были запечатлены на память камерами.

Потом у нас было посещение цистерны, она вокруг обнесена стеклом, в ней проходит выставка турецкого художника-скульптора (имя не упомню, особо он не интересовал, его работы были из глянцевой глины, этакий турецкий поп-арт). У входа мы ждали Юрия (Дмтр. познакомился с Юрием будучи в самолете, Юрий сидел рядом, парень общительный, работает реаниматологом, прошлым вечером мы списывались с ним на предмет пересечься и погулять).
Всей гурьбой рванули в цистерну, она же музей современного искусства, внутри 36 старинных мраморных колонн, их не меняли, но что бы все это не рухнуло каждую колонну опоясали нержавеющими стальными обручами, очень богатая подсветка создает зрелищную иллюминацию. Цистерна заполнена водой, уровень где-то по колено. Картины на кирпичных стенах, кирпичи видимо тоже обработаны водонепроницаемым составом, в воде, на постаментах, расположены статую – работы скульптора. Постелен деревянный настил для посетителей, огорожен прозрачным стеклом – бортиком. Все очень ярко, современно, кроме того, что цистерне много веков. Из цистерны можно выйти поднявшись на современном лифте или по крутой каменной лестнице, которая тоже новая. Заходя, я оступился, и не знаю что меня спасло, удержался за перила – разбить голову или свернуть шею щелкая клювом или камерой – проще простого.

Колонна Чемберлиташ, она же колонна Константина. Черная, посреди суеты, перед Гранд Базаром и около оживленной трассы. Порфировая колонна установлена на неком возвышении, открыта была ко дню основания города Константинополь. Безумно интересная статья про колонну —>>>ЗДЕСЬ.
На эту колонну мы натыкались постоянно, она не так далеко от нашего место пребывания и наши пути исследования города неизменно проходили рядом. Удивляло в ней многое, и то, что она вообще до наших дней сохранилась, и то, что каждое ее звено по три тонны.

В этот продуктивный день хождений мы посетили несколько мечетей: Нуросмание, Гази Атикали Паши, Прошли мимо мечети Баезид, там шла служба, к сожалению не смогли попасть на башню Баезида, она находится на территории Турецкого университета, а вход туда по пропускам. Попытка обойти ограду – не увенчалась успехом, ворота, через которые навигатор нам рекомендовал подойти к башне – были закрыты на цепь. Попутно мы пробирались через Гранд-Базар – это по своему отдельное государство, ходить там можно наверное неделями, изучая кто и где продает.
В какой-то момент стало понятно, что мечети, в отличии от тех же православных храмов, аскетичные и похожи друг на друга, так, что посетив культовые сооружения, можно в мелкие или средние не заходить, если только с туристической точки зрения, а не с религиозной.

Проходя Гранд Базар наткнулись на площадь-рынок торгующую книгами, было любопытно, но без большого интереса, литература на турецком мало волновала.

Пожалуй, мечеть Сулмание произвела большое впечатление. Рассказывать о ней дилетантски не хочется, но с ее террасы открывается потрясающий вид на Золотой Рог, весьма удивительны гробницы на могилах которых на зеленой траве греются кошки, это тоже фотографировал…. Опять же, везде мрамор, мрамор, мрамор, камень белый.

Внутри мечети огромное пространство, пол покрыт красным ковром. Все люстры, в отличии от христианских храмов и церквей, висят низко. Заметил деталь – плафоны во всех мечетях один и те же, видимо заказчик в лице местного духовенства особо не озадачивался, что тоже верно, плафоны похожи на сосцы.

По дороге в столовую, все та же Балкания, заходил в магазин книг, делал фото, закладки с религиозной тематикой – дорогие. Покупать не стал. В столовой встретили Евгения с другом, он нам рассказывал как воспользоваться паромом на завтрашнее путешествие в Долмабахче. Сделал фото рейсов, выслушал как попасть за просто так на Галатскую башню (на нее мы так и не полезем), отужинали и пошли совершать вечерний променад.
А нет, мы пошли за пивом в тот самый магазин Мигрос, напротив зашли в маркет который торгует сладостями и чаем (сетевой магазин), соблазнялся купить 4 пачки фруктового чая за 35 лир, не взял. Накупили пива, чипсов, фисташек, жареного арахиса в соли, поперлись в конуру к себе. Вечер был убит пивом, и интернетом, в номере он был бесплатным.


 

Leave Your Comment

%d такие блоггеры, как: