2-XI.18 [Прочитанное: Борис Гройс “Gesamtkunstwerk Сталин”, Чигози Обиома “Рыбаки”]


Борис Гройс влюблен в совершенное. Жутко неравнодушен к Сталину. В предыдущей книге, которую я прочитал (коммунистический постскриптум), Коммунизм созданный и все же достигнутый в СССР – это своего рода уникальный эксперимент. Жуткий, но уникальный. Что делает Гройс с личностью Сталина в этой книге? Борис берет лопату и начинает выкапывать из могилы вождя партии и нации. Он копает очень усердно, в итоге натыкается на космическую пустоту – пустота эта по своей красоте идеальна. Пустота преображается в объект искусства, где жертвы, смерть, страдания переплетаются под хитрым и мудрым взглядом философа – Сталиным в единое целое – в шедевр, или, проще говоря, в – Гезамткунстверк.

Параллельно, кончено, помимо грабежей богатых во времена юности Джугашвили и его работу на охранку, развивалось и искусство, так же варварски ампутируя прошлое и выстраивая будущее, как и банда Сталина обворовывала могилы и склепы богатых. К моменту воцарения Сталина столкнулась большая куча культурологических направлений и политического недовольства. Что делает Сталин (по размышлениям Гройса)? Он филигранно пользуется дарами авангардистов, обтачивая их, он сталкивает реальное с мнимым, разворачивает на 180 градусов теорию Марксизма, он колдует, шепчет, плюет, варит и все это колдовство бурлит в котле под названием СССР.

Люди – народ, это единица для выполнения замысла, личности нет – все личности сливаются в своих устремлениях к вождю, те кто выпадает их обоймы мысли и стремлений – те выпадают из жизни вообще. Реинкарнация не предусмотрена. Политика становится искусством. Создаваемый объект – выход за рамки истории, за рамки времени, воплощение единого шедевра (Гезамткунстверк). Тонкие манипуляции и демонический вождь – закладывают фундамент здания из которого до сих пор мы не выехали.

Интересный пассаж у Бориса с художниками и 60-70-х годов. Гройс сам соглашается, что некоторые части текста у него натянуты и не очень совпадают с заданной тематикой. Но Гройсу очень хочется интерпретировать историю и мы соглашаемся, и не можем отказать ему в этом, тем более, что он просто удивительно подкупает нас своей эрудицией. Как всегда я хлопаю в ладони и молюсь на Гройса. Его переосмысливание истории и создание чудовища чудовищем – выше всяких похвал.

Конечно, рассказать толково о книге которую надо читать, и если пытаться пересказать, то затратить больше пространства, чем сама книга я не в силах. Поэтому я откланиваюсь полностью осознавая собственное бессилие выразить толково смысл книги…

Вот чего нельзя сказать о нигерийском писателе Чигози – так это то, что книга хороша. Нет – это обычно говно, африканца, который по законам драматургии Голливуда пишет слезодавку для девочек, которые смогли усидеть до конца книги. Текст стремительный, пересыпал главами, где каждый рассказываемый анималистизируется. Все это натянуто, хотя и нарративно. По сюжету- надо помнить, что семья это веник собранный из прутьев, сиречь родственников, только вот веник этот горит ярко в огне реальности и жизни. Большая семья как и большая надежда распадается ибо смесь христианства и местных верований делает из человека долбоеба. Результат моментально проявляется – поломанная жизнь главного героя, его брата, убийство старшего брата, самоубийство еще одного брата, полоумная мамаша видящая пауков, папаша с тыквой вместо головы, кто там еще остался? Два молодых отпрыска которые возможно настолько скучны, что писать о них и не стоило. Вердикт – зря потраченные деньги. Если вы все же купили и прочитали, дай вам бог продать это дерьмище на авито за 50 рублей. Самое западло, что никому в почтовый ящик эту хрень не закинешь, толстая книга как африканские губы писателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Статистика блога

  • 9 932 Просмотров

Архивы

© 2017-2018 [ MINDSNARE ]
%d такие блоггеры, как: