П. А. Кропоткин. [Лекции по истории русской литературы]


Передо мной книга уникального человека. Назвать его обывателем никак нельзя. Назвать его спорным критиком написавшим литературные лекции для чтения в США и Канаде – можно. Данная книга, как и всякое исследование предмета в ней разбираемого, больше всего показывает автора, его вкусовщину (к сожалению).

Если в начале князь Кропоткин представляется  эдаким приятным учителем литературы, то по-ходу чтения его взгляд трансформируется или перефокусируется с рассказа об истории создания произведений и становление авторов, через социально политические (с примесью философских рассуждений) оценки, в оценку личностной, очень субъективной, критики. Критики показывающей нам Кропоткина уже больше политиком и поиском нужности произведения и его оценку через призму этико-этической призмы самого князя. Это не очень хорошо. Почему? Начало – середина – конец –  это несколько разный угол оценки, он меняется, и он эволюционирует меняя стиль повествования.

Что ценного? Краткие истории столпов русской литературы и людей, чье появление на Олимпе русской словесности, давшей точек развитию не только языка, но и мысли, как литературной, так и политической социальной – очень хороши!  Этакие маленькие, совсем микро жзл-ки. Где-то на Толстом Л.Н. Кропоткин начинает “переступать с ноги на ногу”, сбиваясь с повествования и ударяясь в субъективные оценки и размышления. Резкий диссонанс происходит на Достоевском, которого он не очень сильно оценивает, и, по большому счету, – больше всего не то, что даже критикует, а раздражается Достоевским. Хотя, впрочем, история возникновения гения Достоевского и ночных гостей в его конуру – интересна, и почти детективно.

Основным столпом для Кропоткина останется, до конца книги, Тургенев. Высоко будет оценен Чехов, Лермонотов – будет вне конкуренции. Пушкин по Кропоткину – это ” вино и женщины”, нет идеала и стремления, нет учения… Гоголь  – это очень скользкая тема для критики, где Кропоткин не может идти против мейнстрима мнения о гении Гоголя. Любопытна история становления Некрасова, и его нищебродство в Петербурге. Эти штрихи в школьной программе не очерчены и посему явились для меня любопытной деталью картины.

Последние три главы книги для фанатов, и общего ознакомления. История развития Драмы в России, Беллетристы-народники; Политическая литература; сатира, худ литература, современные беллетристы – все это либо с набившими оскомину именами по школьной программе и вечными вопросами – ЧТО ДЕЛАТЬ, либо до незнакомых авторов народников, для которых издательство common place выпускает отдельные книги, что более органично.

Итог: первые пять глав читал с интересом (неподдельным), последние три главы, для меня, не были особо интересны, тем паче, Кропоткин пиарит исключительно авторов под свой вкус и настроение.

Еще один момент. Я понимаю, что лекции были прочитаны для западной публики, но всяческое сравнение с “аналогичными” произведениями европейских авторов – это очень слабая и, по-меньше мере, неудачная попытка сориентировать западного читателя.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.