Борис Гройс. [ Публичное пространство. От пустоты к парадоксу ]

13.03.2018   |   by Андрей

Итак, что происходит со временем? В том смысле, что происходит с нами в течении какого-то времени? Со мной – приятности в виде открытия разной литературы. Год назад начал понемногу осваивать философские труды, не спеша. Через какое-то время вдруг сложные вещи трансформируются в непонятные, а непонятные, в свою очередь, в увлекательное экскурс критического понимания мира. То есть, время в литературе, как практика, переходит от сложного и пустого трансформируется в простое и насыщенное.

Эссе Бориса Гройса всегда интересны и необычны, как и вопросы которые он  рассматривает. Повседневные, казалось бы, вещи, препарированные вопросами философии чрезвычайно многое открывают в той повседневности, что окружает нас. Сегодня я попытаюсь разложить на некие составные части, но не объяснить – эссе Гройса о публичном пространстве, где за простыми определениями под критическим взглядом сокрыто много любопытного.

О работе Бориса Гройса.

1.

Публичное пространство –  городские улицы, площади, воздух над городами, пустоши за городом. Отсутствие процесса приватизации этого пространства. В публичном пространстве – памятники, реклама, политическая пропаганда.

Частное пространство – закрытое пространство выстроенное в публичном.

Вопрос: Публичное пространство конституирует общественную жизнь? Публичная жизнь – опыт экспонирования, выставленность на всеобщее обозрение. Ощущение – в пространстве мы становимся частью общества.

Перемещение индивида в состоянии собственной погруженности в себя, своими интересами – поглощен. Каждый встречный становится помехой каждому встречному. В такой ситуации возникает негатив и десоциализация. Парадокс – публичное пространство не является условием для создания конституирования общества. Для постоянства публичного пространства необходимо создание вакуума.

В этот момент вопрос начинает рассматриваться под углом создание архитектуры которая бы вынесла за скобки, или вообще вынесла скобки разделения толпы и пустоты втянув в себя и пустоту, и толпу. Здание полностью стеклянное – с толпой народа и людьми за стеклянными стенами воспроизводит некий разрыв текстуры восприятия.

Парадокс архитектора – архитектор должен строить вакуум и при этом строительство чего-либо, в конечном итоге, выливается в строительство замкнутости. (Данный промежуточный вопрос возникает при рассмотрении эссе Хайдеггера “Исток художественного творения”.

Обязанность субъекта в публичном пространстве – экспонирование себя  – открытым, аутентичным, “прозрачным” для взгляда других. В современном мире архитектура подменяется медиа и туризмом (освещение глазами туриста). Создается виртуальное публичное пространство. Архитектура трансформируется в понимание дизайна.

2.

Адольф Лоос “Орнамент и преступление”. Изоляция орнамента, голые стены как чистота и отсутствие порока в выраженном декорировании поверхности. Вопрос о татуировках, этнический аспект, аспект социальной группы (тюремные тату), аспект отсутствия ума – дегенераты использующие татуировку для декорирования кожи. Основной посыл – обертка – это пошлость, декор – это сокрытие настоящести нутра.  Дизайн не делает вещь полезней или практичней, дизайн закрывает все прорехи плохой работы и не качества продукции. Художественный авангард как создание зон свободных от дизайна – это зона честности, морали, искренности, доверия. Нулевой дизайн – искусственная попытка разрыва плотной текстуры насыщенности мира.

Дизайн  – это рынок. Манифестация власти рынка, меновой стоимости, товарного фетишизма. Общество спектакля.

3.

Интернет как экспансия медиа  – самопрезентация и дизайн оформления себя. Публичная презентация выраженная в двойниках  – аватары, медиа персонажи. Диета, фитнес, хирургия – собственное тело как художественный объект. Утопия – творец публичного образа  – каждый субъект. Утопия переживается как радикальная анти утопия. Рынок диктует самодизайн. Демократические эстетические права уступили место терроризму эстетического долга. Кто созерцатель всех этих публичных персонажей? Бог? Интернет пользователи?

Пространство публичности под воздействием отсутствия живого контакта (этот контакт снимается камерами наблюдения, соц сетями и пр.), пространство становится параноидальным, возникает режим постоянной тревоги…..

На этом прервусь, ибо далее следует замечательный вывод, который не хотелось бы открывать для тех кто заинтересуется данным эссе.


 

 

 

 

 

Leave Your Comment

%d такие блоггеры, как: