Перейти к контенту →

Николай Кузанский. Охота за мудростью. О вершине созерцания.


Охота за мудростью, скорее всего наиболее полное и апофеозное произведение Николая Кузанского. Прежде всего здесь нет непримиримости с греческими античными философами, тут присутствует полная убежденность в  своей правоте, правоте в свои выводы и умозаключения. Это практически финальная работа жизни, где вершиной мысли Кузанского будет вывод о невозможности познания интеллектом Бога, о его безличности, его пониманию как абсолюта посредством доказательств от противного.

Работа базируется на десяти полях, Философ — охотник за истиной, где абсолютная истина не может быть понята человеком в своем абсолюте, однако, охота за мудростью не может не принести в силки пытливого ума дичи. Для охоты Кузанский вооружается древними философами, он им не противопоставляет себя, он берет их в помощники. Сразу скажу, что логически выстроенный текст, практически безупречен, но всепоглощающая любовь и вера в Бога — Кузанского превращает его труд в, иной раз, тотальную хвалу, патоку во имя всемогущего. К доказательству всевозможных умозаключений, Кузанский берет на вооружение и геометрию, очень действенное оружие, которое легко может запутать неискушенного. Точкой начала и точкой конца — является точка — возможность стать. Воссоздание, или возможность стать может проявить себя только по воле бога. До этой точки ничего нет, вернее есть абсолютизированная мудрость, истина, красота и так далее. Поскольку бог не может быть наделен какими то возможностями —  он всевозможен в принципе, именно он и являет собой архаичный мир заключенный у него в уме и являющийся действенный при помощи потенции пройдя момент возможности стать. Итак десять полей. Поле первое. Знающее незнание. Познание бога проходит сквозь определение его качеств, ум в конечном итоге должен ( по мнению Кузанского) прийти к осознанию, что интеллект дан человеку для видения бога как абсолют невозможный познать по сути. Бог выше всего познаваемого и понимания. Поле второе. Возможность-бытия. Бог — это возможность-бытия как действительность. Актуальное становления нашего бытия — это подражание абсолютному бытию которое заключено в боге. Поле третье. Неиное. Это достаточно запутанное поле, но тем не менее, при всей сложности изложения и вкусности чтения самого Кузанского, можно выделить некоторые крохи. Неиное — это неиное до точки воплощение стать. иное — это сравнение в нашем бытии, когда возникло время, качества, количества. Неиное — это неиное по сути. Это и просто и не понятно. Неиное —  это целостность самого бога, где отсутствуют сравнения. Что выводит, очередной раз, бога в абсолют не измеряемый нашими качествами. Поле четвертое. Поле света. Аналогия восприятия света, где в спектре белого заключены все остальные спектры цвета. Свет, посредством которого мы можем осязать зрительно все формы, не может видим нами сам по себе, однако окружающие нас вещи как то суть мудрости, красоты, и так далее доступны нам именно благодаря свету. Так и при полном отсутствии возможности увидеть бога мы можем быть вдохновлены его светом. Поле пятое. Хвалы. Это тот самый мед и патока в адрес бога, где каждая хвала — это халва в питании бога. Именно в этой главе мы начинаем встречать прорыв эмоции Кузанского и уход логики в тень. Поле шестое. Единство. Интересен метод распределения и описания троицы. Троица — она в итоге заключена в единстве. Единство обладает тройственностью. После точки стати является монада которая родит все возможности, которая в свое время является неисчислимой монадой из многих ей подобных. Хотя, конечно, весь акцент на единого бога. При воплощении себя во всем в посредничестве точки возможности стать — он определил все и вся. Поле седьмое. Равенство. Опять же равенство это бог. Где бог это абсолют мудрости, красоты и так далее, во всем этом равенстве бог. Поле восьмое. Связь. Все божественно связывается посредством любви, тут все просто. Свет и любовь — это опять же бог. Поле девятое. Предел. Подробно рассматривается отсутствие какого либо предела в боге и начало предела. Предел сворачиваем в беспредельном. Ум бога и сам бог — без предела, предел введен для обозначения форм по задумке мироздания богом. Поле десятое. Порядок. Без комментариев. В книге есть дополнительные главы к полям размышлений, это когда предмет раскрывается посредством иных примеров. Так же в конце основной темы о полях Кузанский еще раз подытоживает написанное выстраивая более сжатую систему.

Необходимое пояснение. Скорее всего более умудренный читатель увидит в моем изложении некоторые неточности, а возможно и большие неточности. Возмность передать все то, что понял, и чего не понял — ограниченны моими возможностями. Как бы это не звучало, но наиболее кратко и точно понять книгу  — это ее прочесть. В конце книги так же присутствует книга в виде диалога. Данные диалоги напрямую пересекаются с основной мыслью изложенной в Полях.


 

Опубликовано в Литература

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.