Перейти к контенту →

Ги Дебор. Общество спектакля.


Издательство Опустошитель выводит в свет книгу французского философа и художника — авангардиста Ги Дебора ,  — Общество спектакля.

Это очередной допечатанный тираж, в мягкой обложке и это нисколько не умаляет значение этой, по истине гениальной, книги. Общество — это предвестник революции 1968 года во Франции, радикальный манифест против системы и глобализации, против спектакля который разыгрывает буржуазия постоянно эволюционируя и порабощая народные массы и личность. По сути Спектакль это среда в которой находится тело общества. И пока не произойдет революции и смещения нынешнего положения порядков, пока не произойдет, в том числе, внутренняя перестройка организма общества, тело этого общества будет узурпировано Спектаклем. Да и не только тело…. Радикальный манифест Ги Дебора — это еще и предвестник теории о симулякрах и симуляциях, насколько я могу судить прочитав обе эти работы.

Книга, Общество Спектакля, настолько потрясающая, что цитировать можно практически любую ее страницу, и этих цитат будет не достаточно, по ходу чтения были сделаны массы закладок, так или иначе оставившие во мне след удивительного прозрения.

Постулатами и определениями Спектакля открываются первые главы, пожалуй они самые важны для дальнейшего чтения и развития мысли Дебора.

Спектакль — это не совокупность образов, но общественные отношения между людьми, опосредованные образами.

Спектакль подчиняет себе живых людей в той же мере, в которой их уже целиком подчинила себе экономика. Спектакль есть не что иное, как экономика, развивающаяся ради себя самой.

Ги Дебор сразу вводит читателя в обзор основных актов действия спектакля. Это и экономика, где труд самого рабочего отчужден от рабочего, и где само желание трудиться — такой же товар, то, есть — вы продаете свой труд, покупая возможность его продавать. В каждом действии человека — есть система выстроенных отношений между спектаклем и спектаклем. Это значит, что по сути, все вокруг, общество, и окружение — становится симуляцией, симулякр свободы и свободного выбора — это типичная иллюзия современного человека. Спектакль реализует себя посредством оболванивания народных масс, посредством упразднения образования, упрощением визуальных образов (реклама, фильмы), деградацией культуры. Попытка выйти из круга спектакля — революция, не единичная, а тотальная. Общество — это организм, и каждая клетка этого организма должна встать на путь бунта против Спектакля. Экономика современного мира построена на базисе потребления. Потребление ради потребления. Нет больше искусства ремесленников, есть конвейер. Конвейер продукта машин, и конвейер производственных сил, рабочих который оплачивают собственный труд собственным временем. К слову, время пожрано Спектаклем, оно тоже включено в матрицу Спектакля. Понятия деградируются и изнашиваются, выхолащивается смысл слов.

Первая стадия господства экономики над общественной жизнью привнесла в человеческое существование очевидную деградацию понятий «быть» и «иметь». Нынешняя фаза тотальной оккупации общественной жизни достижениями экономики приводит к следующему обескураживающему искажению: теперь человек уже не имеет, но ему кажется, что он имеет, иначе говоря, фиктивное «обладание» уже не несет в себе не престижа, ни какой-либо иной функции.

Обесценивание всего что лежит в пределах видимости и что стоит размышлений — это прямая работа Спектакля. Спектакль —  это власть, цель которой вывернуть мир перевернув его с ног на голову и при этом продать это как подлинник. Утрата качества жизни, ее дороговизна, при автоматизации производства —  это часть порабощения общества Спектаклем, абсурд возведенный в истину, правда замусолена до дыр, на просвет оказывается помехой к «светлому будущему». Красивая и сытная жизнь — это реклама какого-то сказочного путешествия которое никогда не воплотится в жизнь. Даже перемещение народных масс по планете продиктовано жизненной необходимостью подкреплять Спектакль теорией свободой перемещения, это иллюзия свободы и выбора — это оплата собственного перемещения, где все включено, даже ваши шаги по планете. Туризм — источник дохода власти. Товар  — территория не принадлежащая вам. Спектакль развивает туризм, власть получает дивиденды. История задвигается на задние ряды, профанируются герои превращаясь в товар истории и комиксов. Общество поглощает свободу оплачивая собственное желание труда. Свободное время уже не принадлежит вам. Оно под суровой пятой Спектакля. Сейчас урбанизированная сообщность городов гниет в иллюзиях богатства и красоты, живя на кредиты которые никогда не выплатит, деревня же гниет от деградации хозяйства перед глобализированными фабриками пищевой промышленности.  Первые живут в бетонных клетках своих многоэтажных гетто, вторые в непролазной грязи дикости или отравленных полей. Природа поставлена на конвейер промышленности. Экологические экспедиции — это не защита природа — это разработка карт-бланш для освоения природных ресурсов. Спектакль не скрывает себя, как некогда скрывала себя мафия, спектакль рекламирует себя. Нагло и безобразно открывая свои планы, Спектакль стирает стыд, ложь, правду, истину, в едином котле нынешнего мирообразования — картина истинности анонсирована как элемент лишающий нас зоны комфорта. Все то, что мы сейчас можем противопоставить Спектаклю  — будет включено в счет, ибо Спектакль вберет в себя идею, развернет ее удобным ему образом и продаст, встроив очень органично в нашу , и без того лживую, жизнь.

Товар — это реально существующая иллюзия, а спектакль — манифестация этой иллюзии.

Факт того, что и в мировом масштабе, и в рамках каждой отдельно взятой стране кипит борьба различных сил за контроль над социально-экономической системой, является видимым опровержением официальной концепции единого мира.

Идолы, звезды — пустышки и дешевые картинки небытия. Реклама несбыточного. Образы не реальных людей. Этикетки безвкусицы. Поп искусство — отвод глаз от проблем насущных. Перефокусировка проблем. Типичный ход для политиков поддерживающие экономический перевес буржуа и власти. Терроризм — такой же поп прием для отвода глаз. Нет никакой адекватной концепции терроризма. Это инструменты манипулирования обществом, это увод средств, их излишек, из масс. Нельзя развиваться обществу, ибо общество спектакля, а мы так или иначе уже встроены в него, должно голодать, не сильно, но и не быть сытым. Страх — руководимая теория кнута и пряника. Даже противоречия самого спектакля остаются финансовыми оправданными актами. Подвижность и текучесть  — это состояние которое спасает Спектакль. Динамичность его развития не дает выплыть наружу неугодным вопросам, теориям, не дает подготовить осознание и сознание народных масс к революции.

У Ги Дебора часть книги отдана освещению пролетариата, где его марксисткое образование и увлечение может быть не всем сразу и понятым. Тем, кто изучал политэкономию в советских школах  — разобраться будет проще, ибо даже по прошествии многих лет понятия не стерлись и не выветрились. Спектакль делится на два лагеря, один концентрированный  — это Советский образец, другой распыленный — это капиталистический вариант. Ныне эра интегрированного спектакля, где капитализм и социализм встретились поглотив друг друга. Большое влияние на Ги Дебора в данной работе было, так по крайне мере ощущается  цитатами и отссылками, от Гегеля. Работа была написана в 1967 году за, почти, год до революции во Франции 1968 года, во главе мятежа как идейный вдохновитель Ги Дебор был на баррикадах. К сожалению желаемого результата восстание не принесло, хотя оставило след и огарок революции и сопротивления спектаклю и по сей день.

 

 

Опустошитель.
cерия:extremum
год издания:2014
твердый переплет
тираж 1000 экз.
236 стр.

Опубликовано в Литература

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.